Воскресенье, 05 Мая 2024, 14:34
Сайт учителя-словесника Вишняка Василия Владимировича
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Родителям [0]
Материалы по русскому языку [0]
Материалы по литературе [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Принципы формирования списка литературы для внеклассного чтения в современной школе: традиции и реальность

Рассуждения о качестве современных учебников по литературе, о создании единого учебника литературы, о пересмотре персоналий и текстов, входящих в школьную программу стали полотном общих мест как на федеральном, как на региональном, так на бытовом уровнях.

Пожалуй, одним из сложных и острых вопросов является вопрос о художественных текстах, которые должны быть изучены. Способны ли школьники осмыслить идейно-философскую составляющую «Преступления и наказания» и христианское мировоззрение Ф.М. Достоевского? В состоянии ли они не то, чтобы понять толстовскую концепцию войны в романе-эпопее «Война и мир», а хотя бы прочитать этот текст от начала до конца? Является ли наследие А.И. Солженицына художественно значимым, или же оно имеет иную ценность? Нужны ли в школьной программе М.А. Шолохов, А.П. Платонов, Б.Л. Пастернак?

Однако на эти и схожие с этими вопросы как-то, но ещё можно ответить. Перечень художественных произведений, которые должны изучаться на уроках в классе, а также перечень теоретической базы прописаны в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» [8; 151-164]. Ответ на вопрос «Что давать из классики?» – получен.

Сложнее и тяжелее дело с текстами, не входящими в школьную программу – с внеклассным чтением (далее – ВЧ). Ответа на вопрос «Какие тексты давать в качестве дополнительных, которые бы позволили глубже и объёмнее увидеть литературный процесс, раскрыть и развить в ученике читательский талант, лучше понять себя и определить своё место посредством книжной культуры?» – нет.

Под внеклассным чтением принято понимать «педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями.

Основными целями ВЧ, сложившимися исторически, являются:

  • расширение и углубление читательского кругозора, познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся;
  • формирование умения в целенаправленном чтении по собственному выбору;
  • формирование потребности в чтении.

Специфика же ВЧ состоит в том, что, с одной стороны, его цели и отбор книг предопределены и ограничены системой обучения и возможностями реального книжного фонда, а с другой — выбором педагога-организатора» [7], [9].

Хотя в Интернете и социальных сетях имеются различные списки книг[1], их общий минус один: все они предлагают произведения, которые уже, по большей части, стали классикой и которые входят в школьные и вузовские программы.

Нет ничего плохого, если ученики будут знакомы с «Тимуром и его командой» А.П. Гайдара или же «Волшебником Изумрудного города» А.М. Волкова. Однако мы – ученики, студенты, учителя, родители – живём не в XX веке, не в XIX и не в V в. до н.э., а – в XXI. Век технологический, век информационный, век растабуированный (в некоторой степени) порождает своих кумиров, героев, злодеев, поднимает свои темы и проблемы. Культура, в частности литература, отвечает на трубные зовы, создавая новые произведения.

Но какие из этих произведений заслуживают внимания? Каким образом их читать? На каком языке они написаны? Одинаково ли должны прочитываться книги С. Кинга, Т.Н. Толстой, Д. Донцовой, Т. Пратчетта, Д.Л. Быкова, Б. Акунина, Е.Н. Вильмонт, А.П. Соломонова, С. Майер, Э.Л. Джеймс…?

С одной стороны, учитель должен познакомить учеников с классикой, породив общекультурное, семиотическое поле, позволяющее поколениям понимать друг друга, общаться друг с другом, а также стать носителем этой культуры.

С другой – учитель должен показать ученику, что темы, образы, проблемы, жанры, сюжеты и многое другое трёхмерны, т.е. существуют и развиваются на протяжении всего периода существования письменности, включая сегодняшнюю секунду. Они не являются исторической окаменелостью, и встречаются в художественных произведениях, стоящих за пределами школьной программы.

С третьей стороны – учитель, выбирая тексты для ВЧ, должен понимать, какие из них и в каком возрасте уместны, сможет ли ученик адекватно воспринять текст, какую ценность они представляют: художественно-эстетическую, моральную, философскую, идейную, социальную…

Но, представляется, если в доинтернетное время отследить книжные новинки было более-менее возможно за счёт толстых журналов, газет, магазинов, то сейчас, когда к привычным источникам прибавляются ещё и сайты книжных издательств, Интернет-магазины, а также электронные варианты, советовать тот или иной современный художественный текст, имеющий какие-либо связи с программным – затруднительно.

Не стоит ли, в таком случае, отказаться от традиции составлять подобные списки и предоставить школьнику возможность самостоятельно осваивать книжный мир? Думается, такое решение проблемы – неразумно. Уже в начале прошлого века отечественные методисты-словесники (Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин, А.П. Нечаев, Ц.П. Балталон и др.) отмечали необходимость в контролировании читательской личности посредством ВЧ.  Ведь уроки литературы, которые связаны с ВЧ, активнее способствуют развитию у школьника читательской компетенции, формированию читательского интереса. В то же время Н.А. Рубакин высказал мысль об индивидуальном подходе к каждому читателю, учёту интересов и потребностей отдельно взятой личности, а не массы [10; 67, 139-146]

Учесть предпочтения каждого ученика, скорее всего, будет проблематично в силу полярных интересов класса, однако попробовать пунктирно обозначить возможный читательский путь представляется посильным.

Говоря об индивидуальном списке чтении нельзя не остановиться на вопросе «Какие нормативные и правовые документы регулируют деятельность педагога в выборе текстов при составлении списка литературы для внеклассного чтения?»

Во-первых, это «Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” (от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017))», в котором статья №5, пункт № 2, подпункты №2,3,4, гласят, что «К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи» [13].

Во-вторых, это «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» (от 9 апреля 2016 г. № 637-р), где в пункте №5 «Основные направления реализации Концепции» относительно литературы отмечается необходимость:

  • «усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст;
  • учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений (в том числе путём включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской Федерации);
  • определить оптимальное соотношение объёма учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета» [5].

Иными словами учитель-предметник должен знать не только отечественных авторов первого ряда, принятых как национальных классиков, но также авторов второго и третьего рядов; плюс иметь представление о зарубежных художниках слова; плюс быть знакомым с современными текстами и, кроме того, с произведениями местных писателей.

ВЧ = тексты классиков + тексты авторов 2-го и 3-го рядов + классические зарубежные тексты + тексты современников (отечественных и зарубежных) + тексты местных писателей.

И, в-третьих, это уже упомянутая «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», где, как уже говорилось, имеется список теоретических понятий, которые должны быть усвоены.

Также нельзя забывать: список внеклассного чтения формируется не ради перечисления книжек, а для последующей работы с ним. В «Методике преподавания литературы» под редакцией В.Г. Маранцмана выделяется три возможных варианта работы с текстами внеклассного чтения [6; 250-253].

Проблемно-тематический. Считается наиболее распространенным. Между программными и непрограммными произведениями устанавливаются связи на основе схожести их тематик и проблематик. Это позволяет связывать тексты разных эпох и разных культур при рассмотрении вопроса о преемственности, традиционности или же новаторстве в авторских подходах к схожему материалу. Например, в 11 классе можно сравнить стихотворения И.Ф. Анненского «Смычок и струны» и А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» на основе их тематической общности (тема любви), тем самым выстраивая диалог между Серебряным веком и Золотым.

Историко-литературный. Здесь возможны варианты: 1) подбор разных текстов одного автора; 2) подбор текстов, посвящённых жизни и творчеству изучаемого автора (воспоминания, письма, дневниковые записи и т.п.). Допустим, при изучении А.С. Пушкина можно обратиться к тексту (или его фрагментам) М.И. Цветаевой «Мой Пушкин», к заметкам и статьям А.А.Ахматовой, рассказу Т.Н. Толстой «Лимпопо» и др.; 3) подбор разных текстов разных авторов, близких по времени написания, имеющим сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. К примеру, в 10 классе можно рассмотреть наравне с драмой А.Н. Островского «Гроза», романы Г. Флобера «Госпожа Бовари» и Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Теоретико-литературный. Подразумевает рассмотрение связей между программным произведением и внеклассным на основе жанровой общности, или же схожести поэтической формы, средств художественной выразительности и т.п. К примеру, при изучении в 11 классе можно обратить внимание учеников на такую стихотворную форму, как свободный стих (верлибр) на материале ряда текстов: А.А. Блока «Она пришла с мороза…», М.И. Цветаевой «Я бы хотела жить с вами…», О.Э. Мандельштама «Нашедший подкову», А.А. Фета «Посейдон»,  В. Хлебникова «Я и Россия», В. Маяковского «Послушайте!», М.А. Кузмина «Александрийские песни», сборник У. Уитмена «Листья травы» и др.

При изучении сонетного жанра можно взять стихотворение А.С. Пушкина «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»), интересное своей «гиперссыльностью»: в тексте упомянуты А. Данте, Ф. Петрарка, У. Шекспир, Л. де Камоэнс, У.Во́рдсворд, А. Мицкевич, А.А. Дельвиг, чьим перьям принадлежат сонеты.

На основе всего вышесказанного можно попытаться сформулировать ряд принципов при составлении списка художественных текстов для внеклассного чтения:

  • Сочетание произведений разных литературных родов;
  • Сочетание произведений разных жанров;
  • Сочетание текстов с разной тематикой и проблематикой;
  • Сочетание отечественных первостепенных авторов (классиков) с авторами второстепенными (их менее талантливыми современниками);
  • Сочетание произведений русской и зарубежной классики;
  • Сочетание классических образцов с современными текстами;
  • Сочетание художественных текстов общекультурно значимых авторов с текстами региональных авторов и авторов из числа народов РФ;
  • Включение текстов, посвящённых жизни и проблемам современных детей и подростков, произведений;
  • Включение текстов, имеющих художественно-эстетическую, а также этическую значимость, не противоречащих «Закону о защите детей от информации».
  • Соотношение возрастных особенностей школьника и объём и сложность текста.

 

Список литературы:

  1. 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (список Путина) [Электронный ресурс]. URL: http://www.100bestbooks.ru/show_rating.php?id=26 (дата обращения: 17.08.2017)
  2. 100 лучших книг в истории мировой литературы по версии Newsweek [Электронный ресурс]. URL: http://www.100bestbooks.ru/show_rating.php?id=1 (дата обращения: 17.08.2017)
  3. 100 лучших книг всех времён по версии Норвежского книжного клуба [Электронный ресурс]. URL: (http://www.100bestbooks.ru/show_rating.php?id=29 (дата обращения: 17.08.2017)
  4. 200 лучших книг по версии BBC [Электронный ресурс]. URL: http://www.100bestbooks.ru/show_rating.php?id=2 (дата обращения: 17.08.2017)
  5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (от 9 апреля 2016 г. № 637-р) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (Дата сохранения: 16.08.2017)
  6. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.: ил.
  7. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/561/Внеклассное_чтение (дата обращения 17.08.2017)
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (стандарт второго поколения).
  9. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/816/ВНЕКЛАССНОЕ_ЧТЕНИЕ (дата обращения 17.08.2017)
  10. Рубакин Н.А. Избранное. В 2-х т. Т. 2. – М. «Книга», 1975. – 280 с.
  11. Список книг, которые должен прочесть каждый, составленный Иосифом Бродским [Электронный ресурс]. URL: http://www.100bestbooks.ru/show_rating.php?id=23 (дата обращения: 17.08.2017)
  12. Тематические списки и подборки интересных книг [Электронный ресурс]. URL: http://www.100bestbooks.ru/recommended.php (дата обращения: 17.08.2017)
  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. URL:  www.consultant.ru (Дата сохранения: 16.08.2017)
 

[1] К примеру, «200 лучших книг по версии BBC» (2003) [4], «100 лучших книг в истории мировой литературы по версии Newsweek» (2009) [2], «“Список книг, которые должен прочесть каждый”, составленный Иосифом Бродским» [11], «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (список Путина)» (2013) [1], «100 лучших книг всех времён по версии Норвежского книжного клуба» [3] и мн. др., не говоря уже о тематических списках («Книги о животных», «Книги о самой счастливой любви», «Книги, от которых на глаза наворачиваются слезы» и др.) [12]

Категория: Мои статьи | Добавил: vvvman93 (21 Декабря 2020) | Автор: Вишняк Василий Владимирович
Просмотров: 144 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
© Персональный сайт учителя русского языка и литературы Вишняка Василия Владимировича 2024
uCoz